.
Текст: Андрей «Котофей» Кочетов

«Когда есть правила – это спорт,
если правил нет – это развлечение»
(Сайдкар Вилли, 2002 г.)

Что может бредовее, чем драг-рейсинг на одном колесе и по грязи?! Но когда Рудольф Дизель изобрёл принцип двигателя внутреннего сгорания, это тоже звучало бредово – движущая энергия от взрыва! Но уже более ста лет всё человечество пользуется его изобретением. И могли ли два приятеля, попивающих пиво у стойки бара «Cabbage Patch» в Дайтоне, подозревать, что их бредовая идея станет реальностью, покорив не только Штаты, но и Европу, а менее чем через 20 лет докатится на своём одном колесе и до заснеженных просторов России?

В мире драг-рейсинга есть две крайности. С одной стороны, это National Hot Rod Association (Национальная ассоциация «хот-родов»), где современные сверхтехнологичные драгстеры, стоящие сотни тысяч долларов и выдающие тысячи «лошадей», «отжигают» на дорожке в четверть мили длиной, асфальт сдирается из-за резких остановок и скорости, превышающей 300 миль/час, набираемой менее чем за 5 секунд. С другой стороны American National Unimotorcyclists Society (ANUS) – Американское национальное общество гонщиков «Unimoto» и сами Унимотогонки, где один человек ездит бок о бок с другим на странных агрегатах с одним колесом, обычно построенных в своём гараже и стоящих всего каких-нибудь пару сотен долларов, «отжигают» 30 метров по грязи со скоростью, немногим превышающей 60 миль/ч за 2,5 секунды, зачастую без управления или тормозов. Известный под названием «мотоспорта для простого человека», он был изобретён 18 лет назад байкером , наделённым неординарной фантазией, Вильямом Нассау, более известным как «Сайдкар Вилли», как вид спорта, доступный каждому. «По сути, это гонки на мотоциклах со свалки, – говорит Вилли. – Люди копаются на свалках и в своих гаражах, а потом используют старые детали и свою изобретательность при постройке чего-то, что сможет проехать 100 футов (30 метров) на одном колесе и при этом не убьёт ездока».
На самом деле, гонки на мотоциклах со свалки – это именно то, что было в голове Сайдкара Вилли, когда у него впервые появилась идея драг-рейсинга на одном колесе. И он разработал «Десять заповедей» гонок на одном колесе. «Одна из них гласит: «Все силовые агрегаты должны быть по крайней мере 5-летнего возраста»! – говорит Вилли. – Так что, будьте поизобретательней! Нельзя просто за большую сумму денег купить самые современные технологии». Это случилось в марте 1988 года в конце Мотонедели в Дайтоне, когда Вилли начал подумывать о том, что в мотогонки нужно привнести что-нибудь новое, что-то более подходящее традиционному байкерскому умению выживать и принимать на себя риск.
«Однажды мы с приятелями сидели, пили пиво и рассуждали о том, что на Мотоциклетной неделе из года в год всё повторяется, – рассказывает Вилли. – И тут подумал, что никто никогда ещё не гонял на одном колесе. Конечно, когда я это высказал вслух, все решили, что я не в своём уме». Друзья взяли ещё пива, подумали… Итогом вечера стала концепция новых гонок и чертёж «болида» на пивной подставке. И, конечно же, имя – «Unicycle Drag Racing»
Самый первый «монстр» родился на кухне Вилли. Была взята доска размером 6х2, по середине установлено колесо от карта, спереди прикручен двигатель от газонокосилки, а сзади седло от полицейского «Харли». В течение следующей недели он с друзьями развлекался тем, что пил пиво и восседал на своём детище, пытаясь удержать равновесие на одном колесе, как на качелях. После очередной дозы пива они добавили в конструкцию подобие руля, центробежную муфту и приводной ремень на колесо. К концу недели первый уницикл был готов для «пробного пробега». «Сначала ничего не получилось, – рассказывает Вилли. – Я попросту упал и разбил лицо. Потом мы ещё выпили пива и немного усовершенствовали наше изобретение, но как я ни старался, у меня не получалось проехать хотя бы 100 футов». В течение следующих двух лет Вилли упорно продолжал усовершенствовать конструкцию уницикла, постоянно проводя испытания, больше походившие на краш-тесты. Много было поломано железа, поставлено синяков, выпито пива, но заветная цель – 100 футов – так и осталась недостижимой. Лучший результат Вилли – всего лишь 68 футов. Однажды друг Вилли по имени Боб Шески сказал: «Я верю, что смогу проехать это расстояние, если мы построим новый уницикл и выпьем ещё немного пива. Тогда я смело сяду за руль». Учитывая все травмы, которые Вилли получил за последние 2 года из-за «Монстра» (как теперь называли его уницикл), он был более чем счастлив поприветствовать нового гонщика-испытателя.
И вот наконец, во время Мотоциклетной недели в 1991 г., Боб Шески становится первым уни-пилотом, который смог выполнить задачу – проехать 30 метров за 5,2 сек. на своём уницикле «Desert Stormer» со 150-кубовым мотором «Хонда» 1959 г/в. Когда Шески и Сайдкар приняли порцию пива, восторженных отзывов, панибратских похлопываний по плечу и множество поцелуев от дам, они взялись-таки побить недавний рекорд. Это было незадолго до того, как какой-то парень из толпы вышел и сказал: «Чёрт возьми, если вы, ребята, сможете сделать это на этом куске японского дерьма, тогда я, пожалуй, возьмусь поставить двигатель «Sportster» на одину из таких штук к следующему году». Этого парня звали Свамп.
В следующем году во время очередной Мотонедели в Дайтоне Сайдкар Вилли и Боб Шески вновь провели заезды на унициклах, получивших название «2nd A.N.U.S. Nationals - 1992». По правилам каждому участнику давалось три попытки, по результатам которых Боб преодолел дистанцию за 4.21 сек., улучшив свой прошлогодний результат на целую секунду. Но Свамп, приехавший со своей командой «Pit Crew from Hell», сдержал своё обещание, побив рекорд Шески на своём «Swamp Special» с 1000-кубовым двигателем Н-D «Sportster» с результатом 3.75 сек.
Тут-то всё и началось. Люди, заинтересовавшиеся этими гонками, начали создавать свои собственные одноколёсные чудовища, подчас используя довольно странный материал. Например, подвесной мотор на раме с шипованным колесом для спидвея или модифицированный снегоход Нэльсона Бэка, ездящий на смеси закиси азота и бензина, уницикл на базе 50-кубового скутера от Боба Шески или «Blue Green Machine» Тэрри Маркатос с 24-вольтовым электромотором. И чтобы ездить на них, надо было быть наделённым знаниями в области механики, неимоверной храбростью и тягой к приключениям.
Дизайн этих мотоциклов и правила гонок описаны в «Десяти заповедях» одноколёсных гонок. «В этих гонках деньги вам не помогут, – объясняет Вилли. – Уни-рэйсинг был придуман для того, чтобы люди проявляли изобретательность и смекалку, придерживаясь несложных правил». Например, третья и четвёртая заповеди относятся только к силовому агрегату, и нигде не сказано, что надо использовать мотоциклетный двигатель. Люди могут использовать что угодно – от автомобильных двигателей до герметичных бутылок с углекислотой (СО2). Как раз это и произошло в марте 1995 г. Возможно, один из самых причудливых монстров был построен из двух больших огнетушителей, заполненных сжатым газом (СО2), седла и колеса. Когда баки наполнили 20 галлонами воды и нагрузили их 363 кг СО2, ездок Нельсон Бэк почувствовал, что он сможет состязаться на этой водяной ракете и проехать по крайней мере 30 метров. Результат – пилота сдуло на стартовой линии, а неуправляемый аппарат превратил поле для гонок в болото, залив его водой. «Это был первый эксперимент в классе «Rockett», – говорит Вилли. – Двигатель оказался таким мощным, что седока просто сдувало, и мы решили, что это слишком опасно. Если кто-нибудь получит удар этой водой, его просто убьёт».
Естественно, не обошлось без трений с законом. Власти считали, что это слишком опасно и не хотели брать на себя ответственность. К тому же существовал формальный закон о запрещении передвижения на транспортном средстве по полям. Апогей конфликта пришёлся на Bike Week 1995 года, когда полиция разогнала гонщиков практически с линии старта, а Свамп чуть не угодил в полицейский участок. Пришлось 12 пилотам тайком встречаться на загородной частной гравийной дороге, чтобы всё-таки провести запланированные состязания. Дошло до того, что унициклы вообще запретили провозить в зону проведения Bike Week. После этого Вилли с Тайни потратили почти год на то, чтобы доказать, что этот вид спорта имеет право на существование, к тому же в рамках Мотонедели. Но и на следующий год, прикрывшись жалобами нескольких фермеров на человеческое скопление и громкий звук (что, согласитесь, выглядит смехотворно на фоне одного из крупнейших мотомероприятий в мире с 250000 участников ежедневно), власти вновь отменяют гонки. Пришлось срочно искать альтернативную площадку. Тайни и Вилли связались с организацией «Great American Rodeo», на арене которой и прошли заезды «2006 Grand Nationals».
Участие в соревнованиях требует большого количества пива, упорных тренировок, радушия и уважения между гонщиками. Опасно балансируя на одном колесе, унимотоциклисты сталкивались с трудной задачей: удержать свои мотоциклы прямо, в то время как сами они должны были ехать по грязи, пытаясь сделать это за максимально короткий отрезок времени. Некоторым удавалось проехать 30 метров, а другие врезались во что-нибудь или переворачивались, к вящему удовольствию публики.
Рекорды в Америке были поставлены во время Мотонедели и фестиваля «Biketoberfest» в Дайтоне (Флорида) и зафиксированы Американским национальным обществом гонщиков «Unimoto». Будущее гонок «Унимото» кажется светлым, но ни один человек, связанный с этой организацией, кажется, не заинтересован в том, чтобы эти гонки переросли в «большой спорт». Сам же Вилли задался целью добиться того, чтобы унимото-рейсинг вошёл в список официальных мероприятий, проводимых в рамках как «BikeWeek», так и «Biketoberfest» в Дайтона-Бич.
Хотя спорт зародился в США, он вскоре распространился по всей северной Америке и Европе, чему немало поспособствовал интерес СМИ. В Европе гонки «Унимото» (там их называют «U-race») впервые прошли 1994 г. в Швейцарском городке Мартиньи, а в 1997 г. прошли во Фрисланде, что на севере Германии. На сегодняшний день разнообразные мероприятия с участием «Унимото» от крупных международных до маленьких локальных проходят по всей Европе.
В июле 2002 г. Сайдкар Вилли попросил Американское национальное сообщество унициклистов санкционировать гонки «Унимото», проводимые в Сумисвальд (Швейцария), как Чемпионат мира. «Я не смог бы назвать себя чемпионом мира, не участвуя в гонках по всему миру, теперь, когда гонки «Унимото» распространились в разных частях света»,– сказал Вилли.
«Ничто не сделает меня более гордым, чем представлять США на гонках в Европе, – заявил Вилли перед поездкой в Европу. – Я только надеюсь, что смогу найти спонсора, который доставил бы туда меня и мой мотоцикл, чтобы я доказал англичанам, валлийцам, немцам и швейцарцам, что американцы – самые отчаянные ребята, когда речь идёт о гонках на одном колесе!» Что ж, и на старуху бывает проруха! 2002 год стал неудачным для 57-летнего Вилли – его рекорд был побит на Швейцарской земле в Сумисвальде. В настоящее время рекорд класса «А» принадлежит немецкому уни-гонщику Алексу Роту с результатом 2.47 сек. Он единственный, кто смог потеснить Вилли, короля в этом классе, проехавшего дистанцию за 2,88 секунд на своём «Bad Puppy» с двигателем объёмом 900 куб. см.
«Нам нравится этот вид спорта таким, какой он есть, и не хотелось бы видеть, как большие деньги убивают его, – говорит Вилли, который теперь всё своё свободное время посвящает организации. – Мы хотим, чтобы люди участвовали в гонках из любви к ним и больше ради соревнований, чем ради денег. И мы сделаем для этого всё, что в наших силах».
Европейские гонки «Unimoto» будут проводиться 20-23 июля 2006 г. на Международной байкерской вечеринке в Сумисвальд (Швейцария). Клуб «Deadriders МС» ждёт у себя в гостях самых «безбашенных» гонщиков со всего мира. Кто знает, может уже в этом году какой-нибудь отважный будет защищать российский флаг на швейцарском уни-ристалище. А попробовать свои силы можно будет в последние выходные января на зимнем мотослёте «SnowDogs» в Самарской Луке, в рамках которого пройдёт российский чемпионат по Унимото.

Отец-основатель этого оригинального вида драг-рейсинга Сайдкар Вилли ответил на несколько наших вопросов:
B.F.: Расскажи немного о себе. Что связывает тебя с мотоциклами?
Сайдкар Вилли: Я приехал в Дайтону (Флорида) в 1968 г. из любви к мотоциклетным гонкам. Мотоциклы всегда были частью моей жизни. В 15 лет я учился ездить на мотоцикле «Indian». Моим наставником был Брауни Бетар, моим героем был Берт Монро – 70-летний гонщик из Новой Зеландии. Я посещал престижный Американский мотоциклетный институт в 1977 г. В 1981 г. вместе с Алексом Лонгстаффом я управлял «Cycles of Yesterdays» – крупнейшим мотоциклетным музеем на главной улице во время Мотоциклетной недели. На протяжении 80-х и в начале 90-х гг. я устраивал показы старинных мотоциклов на «Капустном пятачке». Теперь мне 62, и я в настоящее время установил мировой рекорд Гиннесса в гонках «Унимото».
B.F.: Как возникла идея таких необычных гонок?
S.W.: В марте 1988 г. мы с моим другом Буббой сидели в нашем любимом баре на Капустном пятачке, попивая пиво и рассуждая о том, какая была раньше классная Мотонеделя. Конечно, в 70-х было веселее; тогда можно было просто приехать, взять себе пива у «Олли», сесть и ждать начала гонок. Полиция даже блокировала дорогу Pioneer Trail из-за гонок. Старая традиция дрэг-рейсинга перед баром была остановлена шерифом за несколько лет до этого из соображений безопасности: дороги были перегружены; сейчас пробки возникают и на соседних дорогах. Изредка теперь (и тогда) два байкера выезжали в старое капустное поле за баром, чтобы погоняться. Однако это тоже стало невозможно на Байкерской неделе из-за большого числа байкеров, забивающих всё свободное место, вокруг бара. Я с сожалением сказал: «Знаешь, Бубба, для обычных байкеров нет больше возможности участвовать в дрэг-рейсинге. Да и всё одно и то же, надоело! Полагаю, что единственное, что осталось, – это одно колесо». Это утверждение, естественно, вызвало полемику. «Ты хочешь установить мотор на колесо? – спросил Бубба. – Как ты собираешься сделать это?» Каждый завсегдатай бара знает, что, когда надо решить какую-то техническую проблему, то берётся ручка, листок бумаги и ещё одно пиво. В общем, остаток ночи я провёл так: чертежи на картонной подставке для напитков, пиво, рассмотрение идей, снова пиво, отклонение идей, опять пиво, новые идеи, пиво… Так было до тех пор, пока я не решил, что эти гонки будут названы «Unicycle Drag Racing» – «Гонки на уницикле». Идея их заключалась в том, чтобы проехать 30 м на одном колесе по грязи, с минимальным количеством травм от падений. Кстати, обычно такие вот спонтанные идеи остаются за барной стойкой, так и не воплотившись в жизнь. Когда я вышел из бара, то понял, что в моей жизни что-то изменилось и отныне всё будет по-другому. Проснувшись утром, я увидел на столе подставку для пива с моими рисунками. Всю неделю эта подставка преследовала меня, и я снова и снова задавался вопросом, действительно ли можно ездить на одном колесе. Эта мысль не давала мне покоя, пока наконец я не решился строить уницикл. Первые тестовые пробеги показали, что всё не так – баланс, дроссель, седло, разбитые лица… Может, надо было просто всё это делать без пива?..
B.F.: Почему именно одно колесо?
S.W.: Я ездил на четырёх, трёх и двух колёсах, и решил, что надо ещё попробовать на одном.
B.F.: Зимой в России проводится мотофестиваль «Snowdogs», в рамках которого с прошлого года проходит уни-рэйсинг. Не противоречат ли гонки на унициклах по снегу правилам «Унимото»? Вы делали попытки устраивать такие гонки по снегу?
S.W.: Правило номер 1 гласит: «Нужно проехать 30 м от стартовой линии до конца по немощёной поверхности». Я рассматриваю снег как немощёную поверхность. Сам я такого не пробовал, снег во Флориде – дорогое удовольствие!
B.F.: Как власти относятся к такому виду спорта? Не возникает ли проблем?
S.W.: Раньше проблемы случались, как например во время Мотонедели в марте 2005, когда в последний момент перед началом соревнований нас разогнала полиция. Пришлось потратить несколько лет, прежде чем удалось урегулировать все проблемы. В настоящее время у нас нет проблем с властями – ни в Америке, ни в Швейцарии.
B.F.: Как случилось, что гонки на одном колесе «перепрыгнули» через океан и распространились в Европе?
S.W.: В 1994 г. на Мотоциклетной неделе в Дайтоне я поставил перед собой задачу: проехать на одном колесе. Один из представителей немецкой прессы по имени Рёдгер Лорер сфотографировал меня и послал несколько статей в Европу. А через пол-года мой друг Тайни сообщил, что в европе прошли состязания по уни-рейсингу. Двое швейцарцев – Николас Паккард и Андре Стрит – провели первые гонки «Унимото» 24 октября 1994 г. в Мартиньи (Швейцария), названные «1'ere course Europeenne d A.N.U.S». День в день, как и мы на «Biketoberfest» в Дайтоне! Невероятное совпадение, не правда ли?
B.F.: Где и какие проводятся мероприятия по «Унимото»?
S.W.: Во многих странах проводятся такие гонки, чтобы выяснить, кто там самый лучший пилот. Вот теперь и в России! Но поистине международный масштаб приобрели пока два: у нас в Дайтоне и «World Championship by Deadriders MC» в Швейцарии. Мировые рекорды зафиксированы Обществом гонщиков на унициклах (A.N.U.S.) и занесены в «Книгу рекордов Гиннесса».
B.F.: Опасен ли этот вид спорта для здоровья и жизни гонщика?
S.W.: Балансируя на одном колесе, пилоты сталкиваются с трудной задачей: удержать своих «монстров» прямо во время 30-метрового пробега. Они пытаются сделать это за минимальный промежуток времени. В настоящее время ездоки могут проехать 30 м за 2,5 сек. со скоростью более 60 миль/ч. Так что -– да, это опасно. В своё время на уницикле Боба Шески была надпись «Все травмы от больной головы». Я с ним согласен.
B.F.: Какими качествами, по-вашему, должен обладать гонщик на уницикле?
S.W.: Мастерством, неимоверной храбростью и истинно байкерской тягой к приключениям. Вот показательный случай: в своё время мой друг Свамп «инвестировал» 20$ в свой уницикл и порядка 800$ в пиво… И победил с новым рекордом!
B.F.: Кого вы считаете самым выдающимся гонщиком на уницикле в настоящее время?
S.W.: С 1992 г. я участвовал во всех Чемпионатах мира и мой рекорд занесён в «Книгу рекордов Гиннесса». Однако боюсь, что моё время уже прошло. На смену пришло новое поколение «унимотоциклистов»; сами они моложе, а их машины более совершенные. Мои любимцы – это Алекс Рот (Германия), побивший мой рекорд в классе «А» с результатом 2,47 сек., и Кай Веерц, который в свои 12 лет поставил рекорд в классе «Д».
B.F.: Были ли в «Унимото» женщины? Если да, что ты об этом думаешь? Ставили ли они рекорды?
S.W.: Сейчас уже две женщины поставили мировые рекорды в «Унимото» – это Терри Маркатос в классе «Electric» и Донна Кнут в классе «Rockett». Сложно победить решительно настроенную женщину; они сильные конкуренты.
B.F.: Как ты думаешь, у гонок «Унимото» есть будущее? Если да, каким ты его видишь?
S.W.: Эти гонки возникли в 1988 г. и распространились потом по всему миру. Каждый год эти соревнования собирают всё больше и больше участников из разных стран – Америки, Канады, Англии, Южного Уэльса, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Германии, Франции и Австрии. Мы рады узнать, что теперь к нам присоединились люди из Японии, Австралии и России.
B.F.: Что бы ты пожелал начинающим унимотоциклистам в России?
S.W.: KEEP THE WHEEL ROLLING!

Нам так же удалось поговорить с ныне действующим чемпионом мира в классе «А» из Германии Алексом Ротом. Он единственный, кто смог потеснить короля в этом классе – Сайдкара Вилли
B.F.: Как в Германии появились уни-гонки?
Alex Roth: Их «родоначальником» является Арндт Веерц; он прочитал в журнале репортаж об этих гонках в Дайтоне и решил построить свой уницикл «Friesenfighter-1» («FF1»). В 1998 г. он устроил небольшую приватную вечеринку с гонками на унициклах. В 1999 г. он посетил Мотонеделю в Германии, устраиваемую клубом «Bones MC». Я узнал об этом в Интернете и тоже построил уницикл под названием «Russel». Приехав на немецкую Мотонеделю, я встретил там Арндта с друзьями. Мы отлично провели время. Арндт на своих унициклах «FF1» и «FF2» уложился в 3,5 и 4,2 сек. А я на моём «Russel» не смог проехать больше 12 метров». В конце 1999 г. Арндт устроил вечеринку, а мы специально для этого сделали уницикл «Hessische Kampfsau». Мы сделали первый пробег и уложились в 2,88 сек. Вот так и начались гонки на унициклах в Германии.
B.F.: Какие уни-мероприятия сейчас проходят в Европе?
A.R.: Сейчас Арндт, его друзья и я участвуем во множестве гонок и байк-шоу. Вот некоторые из них: «Custom Performance», «World Championship» проводимое клубом «Deadriders МС», «Hells Angels North End», «German Bike Week» проводимый клубом «Hells Angels МС», «FF Party», «Jade Bay Boogie» от клуба «Free Eagles», «Bike and Music Weekend» в Гейзельвинде и другие.
Наша проблема состоит в том, что у нас в стране запрещено ездить на мотоциклах по траве и производить громкий шум. Из-за этого у нас меньше людей, гоняющих на унициклах. Самое лучшее место для проведения гонок – это шоу в Швейцарии, устраиваемое клубом «Deadriders MC». Оно проходит раз в два года. На последнем присутствовало 20 уни-пилотов. Я думаю, что в 2006 г. Их будет больше, чем 20, и с каждым последующим мероприятием всё будет лучше и лучше.
B.F.: Популярен ли такой вид спорта в Европе? Есть ли у него тенденции к развитию?
A.R.: Насколько я могу судить, у нас всё идёт успешно, и отчёты о гонках «Унимото» опубликованы во многих мотоциклетных журналах, а сами гонки транслируются на каналах «Eurosport», «Discovery Сhannel», «DSF» («Немецкий спортивный канал») и «RTL 2». В Европе число участников «Унимото» растёт.
B.F.: Что тебя сподвигло стать уни-пилотом?
A.R.: Это сумасшествие. Это очень дёшево (по крайней мере, в самом начале). Твоя удача в наименьшей степени зависит от твоего бюджета (как, например, с драгстерами, где каждая секунда стоит огромных денег). Мне интересно создавать унициклы и совершенствовать их с наименьшими затратами… И потом, когда мне будет 70 лет, я буду лежать на диване и смотреть «Унимото» по ТВ, то мне не хотелось бы думать: «Чёрт, почему я не сделал этого, когда был молодым?!»
B.F.: Что бы ты пожелал начинающим унимотоциклистам в России?
A.R.: Я бы очень хотел увидеть русских уни-пилотов в Швейцарии этим летом. Это было бы здорово! Один момент: я никогда не видел водку на шоу «Deadriders МС», поэтому привозите с собой!